Меню

Матера италия достопримечательности подробное описание. Древний город матера - один из первых населенных пунктов в италии

Сетевое 

Эти дома хранят память о различных цивилизациях, которые сменяли друг друга в течение многовековой истории Матеры. Первые поселения здесь появились ещё в эпоху неолита; свой след оставили христианские отшельники и византийские монахи, норманнские завоеватели и архитекторы барокко. Особого внимания заслуживают пещерные церкви, которых здесь около 155; многие из них украшены фресковыми росписями X-XI вв. Весь этот комплекс был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 г. Город из высеченных в туфовых скалах жилищ прозвали «подземным», а непрерывная история Матеры позволяет ей претендовать на звание одного из самых древних городов планеты из ныне существующих.

Что посмотреть

«Сасси»

Панорама Матеры / Shutterstock.com

«Сасси» Матеры - уникальное произведение искусства, в создании которого приняли участие сотни тысяч художников. Это совокупность пещер на краю каньона глубиной 70-80 м, по дну которого протекает река Гравина. Здесь можно проследить всю историю города, включая следы варварских и арабских завоеваний, христианские погребения, разрушения византийского периода и многое другое вплоть до эпохи Возрождения и барокко.

«Сасси» - это третий из ныне существующих городов по возрасту. Так что, приехав сюда, вы можете как бы совершить путешествие по человеческой истории в обратном направлении, дойдя до зари цивилизации. Здесь всё кажется неподвижным, привязанным к прошлому, которое выражено в камне. Меняются формы, но аромат истории и впечатление от пейзажа остаётся живым много лет в своём неизменном виде.

Пещерные церкви

В центре и окрестностях Матеры насчитывается порядка 155 пещерных церквей, высеченных в туфе. Это скиты, обители, крипты, лавры и даже подземные базилики, чьи стены часто покрыты древними фресками. Всё это - творения монахов-бенедектинцев и византийцев.


Церковь святых Петра и Павла (она же San Pietro Caveoso) / Shutterstock.com

Особенно красивы церковь Сан-Пьетро-ин-Принципибус с криптой в форме греческого креста, которая была частью мужского монастыря у подножия поселения эпохи неолита. Церковь Мадонна-ди-Сан-Кроче с фреской Мадонны на престоле с младенцем, благословляющим десницей, также заслуживает внимания.


Крипта первородного греха. Деталь фресковой росписи © Foto Progetto Mirabilia

Обязательно взгляните на Крипту первородного греха (Cripta del Peccato Originale) - архитектура здесь нехитрая, но цикл фресок считается одним из важнейших в истории искусства X в.


Церковь Санта-Мария-де-Идрис / Shutterstock.com

В Парке Монахов (Parco dei Monaci) есть грот с фресками XI столетия, а в апсидах церкви Мадонна-делла-Вирту (X в.) - фрески византийского периода. Также можно упомянуть церковь Санта-Мария-де-Идрис, Сан-Джованни-ин-Монтерроне, Санта-Лучия-алле-Мальве, Сан-Донато, Сант’Антонио-Абате, Санта-Барбара и многие другие. Пещерная церковь Спирито-Санто X в., расположенная в центре города, - одна из тех семи точек, где обосновались бенедектинские монахи. С ходом столетий церковь радикально изменилась, но сегодня, после реставрации, её устройство почти полностью вернуло себе своё первоначальное великолепие, и здесь можно осмотреть некоторые из фресок XII в., когда-то покрывавших её стены целиком.

Палаццо Ланфранки


Палаццо-Ланфранки / Shutterstock.com

Это здание спроектировано и построено в 1668-1672 гг. Палаццо-Ланфранки - самый яркий памятник XVII в. в Матере. Его ассиметричный фасад делится надвое горизонтальным карнизом. В нижней части есть пять ниш со статуями Мадонны-дель-Кармине и различных святых. В верхней - вертикальные пилястры с капителями, девять слепых арок, самая широкая из которых поглотила вобрала в себя большое круглое окно-розу, а в верхней части фасада размещён фронтон с часами посередине. Перед входом установлена скульптура Кенджиро Адзумы «Капля».

Национальный музей средневекового и
современного искусства Базиликаты


Деталь экспозиции музея © SyndromeDeStendhal / Flickr.com

Музей находится в здании палаццо-Ланфранки. Его экспозиция поделена на четыре раздела: религиозное искусство, коллекция д’Эррико, современное искусство и этноантропология. В залах музея можно увидеть произведения, попавшие сюда из церквей региона, полотна неаполитанской школы XVII-XVIII вв., несколько картин Карло Леви, Луиджи Гверриккьо и Рокко Молинаро, а также предметы, иллюстрирующие материальную культуру Базиликаты.

Национальный археологический музей
имени Доменико Ридолы


Древняя амфора, выставленная в археологическом музее © visitmatera / Flickr.com

Национальный археологический музей Матеры - самое старинное из выставочных пространств всего региона. Здесь собраны важные археологические находки, обнаруженные в Матере и её окрестностях. В частности, здесь есть артефакты из окружённых траншеями поселений эпохи неолита, которые датируют от VI тысячелетия до н.э.

Природно-исторический археологический парк пещерных церквей Матеры

Региональный парк Мурджа-Матерана площадью 8 000 га находится вне исторического центра Матеры, в окружении волшебной природы. Парк был учреждён в 1990 г. На его территории находятся каньон Гравина-ди-Матера, пещерные церкви и плоскогорье Мурджа.


Природно-исторический археологический парк Мурджа © Foto Progetto Mirabilia

Человек заселил эти земли в далёкие эпохи палеолита и неолита, устроив здесь десятки поселений, от которых нам остались могилы и цистерны. На их руинах в средневековье селились монахи-отшельники; они же высекали гроты для церквей у края каньона. Самые древние следы человеческого присутствия можно наблюдать в Гроте летучих мышей (Grotta dei Pipistrelli), образовавшемся миллионы лет назад под воздействием морских волн и заселённом в эпоху верхнего палеолита.


Грот летучих мышей © visitmatera / Flickr.com

Земля здесь выглядит не особенно благожелательно, но природа подарила ей необыкновенно богатые флору и фауну. Здесь встречаются более 900 видов растений, включая лекарственные травы и специи. Из животного мира здесь очень распространена степная пустельга.

Примерно в 15 км от города находится холм Тиммари - часть крупного археологического участка, который простирается вплоть до долины Брадано и озера Сан-Джулиано.

Кухня

Чаледда

Чаледда по-лукански © panecotto.it

Самое известное фирменное блюдо Матеры - это холодная чаледда ; слово это имеет звукоподражательное происхождение: блюдо готовят, обмакивая чёрствый хлеб почти целиком в воду с оливковым маслом, солью, салатными помидорами и душицей. Есть и горячий вариант, который подают зимой.

Суп «крапиата»

Крапиата по-матерски © wikimatera.it

Это бобовый суп, очень распространённый в этих краях. Основные ингредиенты - это злаки, картофель, бобы и цикорий, а также сельдерей, помидоры черри и оливковое масло холодного отжима. Есть также несколько сезонных вариантов, в которые добавляют соответствующие времени года ингредиенты.

«Страшинати» с хлебной мякотью и хрустящим перцем

Ближайший аэропорт - Bari Palese (примерно 50 км). От аэропорта на матерскую площадь Визитационе ходит шаттл.

На поезде

От центрального вокзала Бари можно доехать до Матеры на поезде компании Ferrovie Appulo Lucane (FAL).

На автомобиле

С Тирренского побережья : ехать по автостраде Salerno — Reggio Calabria. Следовать указаниям в сторону Potenza. Далее в направлении Metaponto по шоссе SS 407 «Basentana» до указателей Matera неподалёку от Ferrandina Scalo.

С Адриатического побережья : ехать по автостраде Bologna-Taranto до съезда Bari Nord. Следовать в сторону промзоны, в направлении Altamura-Matera, сначала по шоссе SS 96, а затем по SS 99, где в скором времени планируется модернизация.

С Сицилии и из Калабрии : ехать по автостраде Reggio Calabria-Salerno. Съезд в Sibari, далее по шоссе SS 106 Jonica в сторону Taranto. Съезд Matera неподалёку от Metaponto.

От полуострова Саленто : самый удобный путь - проехать Taranto и двигаться по шоссе SS 106 Jonica до съезда Matera неподалёку от Metaponto.

Среди множества неповторимых мест Италии, исключительной аурой отличается старинный городок Матера, расположенный на юге страны. Регион Базилика, в котором находится город, занимает часть плоскогорья Мурджа, известного живописным каньоном.

Под влиянием вод реки Гравины, на протяжении столетий, были образованы значительные рельефные изменения – гроты, пещеры, разной величины углубления.

Исключительность города состоит в необычном расположении пещер, которые были созданы не только природой, но и первыми поселениями, и служили не одно тысячелетие надежным пристанищем для местных жителей. Ввиду этого, эта местность именуется пещерным городом.

Расположение Матеры на карте Италии

Согласно историческим исследованиям, основание города произошло во времена существования Римской империи в III-II веке до н.э., хотя, первые пещеры здесь появились несколькими тысячелетиями раньше.
После крушения Империи в V в. город принадлежал племенам остготов, а затем был собственностью Византии. Огромное количество храмов в скалах связано с появлением в пещерах монахов-бенедиктинцев.

Находясь в составе Беневентского герцогства, город подвергался и нападениям потомков Карла Великого, и атакам отрядов Людовика II в 869 году.

В 994 году сарацины также осуществляли попытки завладеть «пещерным городом».
В 1043 году управление городом перешло к норманнскому графу Вильгельму I, а затем династии Гогенштауфенов.

Властвование Арагонского семейства в 1442 г. сменилось приходом представителя династии Трамонтано, который отличался деспотичным отношением к населению, собирая непомерные налоги с бедняков. За что и поплатился в итоге – народ совершил над ним суд Линча.

В 1663 году Матера становится столицей новосозданной области Базилики. В 1927 г. Матера объявлена административным центром провинции.

Во время Второй мировой войны, местное население принимало активное участие в повстанческих операциях против фашистов. Но, к сожалению, вражеская сторона взяла верх.

В связи с условиями, в которых жило пещерное население Матеры в послевоенный период, властями было принято решение о переселении жителей пещер в современные дома. И хотя большинство семей существовали за чертой бедности, некоторые из них вернулись в свои жилища и обитают в них до сих пор.

Достопримечательности Матеры

Историческая Матера находится под защитой ЮНЕСКО и является единственной в своем роде достопримечательностью Италии, которая хранит память о первых поселениях на полуострове.

Также на становление «города скал» оказывали влияние самобытность различных цивилизаций, начиная от пещер и канализации, и заканчивая укреплениями и неповторимой архитектурой в стиле барокко XVII в.

Итак, находясь в Матере непременно стоит посетить:


Фестивали и события

В далеком 1380 году архиепископом Урбано VI был подписан указ о праздновании 2 июля дня Мадонны. Мероприятие начинается с торжественной Святой Мессы. Затем на повозку, которую в конце шествия разберут все желающие на сувениры, устанавливают статую Мадонны и возят по улицам. В конце мероприятия жители и гости могут полюбоваться красочным салютом.

Празднование Дня Мадонны в Матере

Где остановиться

Гостеприимная Матера предлагает к услугам гостей около 500 различных отелей на любой вкус – от бюджетных и до фешенебельных, которые включают максимум услуг для комфортабельного пребывания клиента:


Хороший выбор отелей можно найти на сайте: www.mrandmrssmith.com

Кухня и рестораны

С незапамятных времен Матера славилась выращиванием пшеницы. Из этого следует, что основой кухни региона является паста и хлеб из твердых сортов злака.

Паста из твердых сортов пшеницы — визитная карточка Матеры

Также среди местных жителей пользуется популярностью бобовый суп из цикория, лампашони (апулийские луковицы), а также ребрышки ягненка с луком и помидорами. Необычайным вкусом и ароматом отличается вино местного производства – Doc Matera.

Хороший выбор блюд и карту вин предложит ресторан Don Matto, где готовят изумительные блюда из лосося и осьминога.

Также стоит попробовать один из вкуснейших десертов — тирамису. Средняя цена за ужин составит около 100-120 евро.

Уютный и доступный ресторанчик Osteria Malatesta находится в исторической части города. Здесь можно недорого перекусить после утомительной прогулки по пещерам. Средняя цена за чек – 30 евро.

Osteria Malatesta находится в исторической части города

Отличное кафе Gran caffe предлагает огромный выбор кофе и кондитерских изделий, ассортимент которых меняется ежедневно. Средний чек – 15-20 евро.

Погода

Удачное расположение города — на юге полуострова, делает его привлекательным для множества посетителей не только своими достопримечательностями, но и климатом.

Теплая зима, умеренная осень и весна, позволяют прогуляться по старинным улочкам в любое время года.

Лето – достаточно жаркое (29-30 °С), конец осени и начало зимы – большая вероятность осадков. Идеальное время для поездки – весна или начало осени.

Отдых и шоппинг

Чтобы насладится пребыванием в Италии в полной мере, в программу отдыха обязательно следует включить посещение пляжа. Ближайшее подходящее местечко находится в 39 км от Матеры и называется Марина-ди-Пистиччи. Пляжи живописного городка идеально подходят для семейного отдыха.

На пляжах Марина-ди-Пистиччи можно прекрасно отдохнуть

Метапонто – еще один чудесный пляж, до которого не добрались толпы туристов. Чистая вода, пологое дно и белый песок Ионического побережья, как нельзя лучше подойдут для тех, кто любит понежиться в лучах средиземноморского солнца.

Регион Базиликата также славится своими термальными курортами – Раполла, Латронико, Тито.

Ближе всего к Матере расположены термы Раполла – 107 км. Путь к другим курортам можно преодолеть в течении 2-2.5 часов на автомобиле или автобусе.

Что касается шоппинга, то Матера – это не то место, куда бы направились поклонницы известных брендовых бутиков. Поскольку, здесь долгое время проживала самая бедная часть населения, то производство в городе не особо развито.

В Матере можно купить сыр местного производства

Также стоит учесть, что Матера лишь недавно стала популярной с точки зрения туристов. Здесь расположены торговые центры, где можно найти необходимые вещи. Также можно приобрести вино или сыр местного производства.

Как добраться

Самолет. Расстояние от ближайшего аэропорта, который находится в городе , до Матеры – 60 км. Добраться можно на поезде и на автобусе.


Автобус.
Доехать до Матеры можно из , Урбино, Неаполя, Бари. А также из Потенцы, Метапонто, Таранто. Рейс Рим-Матера в пути находится около 7 часов.
Подробнее о рейсах: www.flixbus.com

Поезд. Самое популярное железнодорожное сообщение – Матера – Бари. Время в дороге – 1.5 часа. Чтобы доехать до Альматуры, нужно потратить около 25 минут времени. Детальная информация на сайте: http://ferrovieappulolucane.it/en/

Автомобиль. Взяв на прокат авто, можно не привязываться к расписанию и задержкам общественного транспорта. Достаточно правильно выбрать трассу, которая приведет в Матеру. Если ехать со стороны Адриатики, следует воспользоваться дорогой SS 99 в сторону Алтамуры. Чтобы добраться до города со стороны Тиреннского моря, сначала следует воспользоваться трассой Салерно-Реджо-Калабрия, затем — дорогой S 407 по направлению к Матерее.
Определиться с прокатом авто поможет сайт: http://www.rentalcars.com/

Расстояние к ближайшим городам:

  • Матера — Фьюджи – 408 км;
  • Матера – Неаполь – 250 км;
  • Матера – Потенца – 90 км;
  • Матера – Таранто – 73 км;
  • Матера — Алматура – 20 км.

Путешествие в античную Матеру принесет поистине незабываемые впечатления для каждого гостя древнейшего поселения.

Матера позволит окунуться в атмосферу античности

Дух античности, который здесь обитает, перенесет в другие цивилизации и измерения.

При посещении уникальных пещер, где жили, творили и вдохновлялись далекие предки, каждый сможет ощутить завороженность и восхищение плодами невероятного труда и смышлености предыдущих поколений.

Город – хрупкое, тонкое произведение искусства, где кажется, что все вокруг должно вот-вот рассыпаться. С террасы Бельведере с обрыва высотой 200 м открывается вид на все его великолепие.

Перед глазами весь город: внизу более старая часть, два квартала на утесах – Баризано (Barisano) и Кавеозо (Caveoso), с окошками гротов, от которых ведут сотни лестниц, и крыши домов становятся улицами следующего уровня. Почти все гроты пусты: из 20 тысяч человек, населявших их до 50-х гг прошлого века, остались немногие. Над утесами раскинулась средневековая часть с собором. Еще выше – уже современные кварталы. Сюда около 1000 г бежали византийские монахи – в скалах и на поверхности можно найти спрятанные храмы, около 120, некоторые расписанные фресками внутри.

– красивейший город региона Базиликата, около 55 000 жителей, центр одноименной провинции, занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993. Расположена на склонах Мурдже (Murge) – карстового высокогорья на границе с Апулией, и окружена обрывом Гравина (burrone della Gravina), а ее утесы стали сценарием к последнему фильму Мела Гибсона «Страсти Христа».

Невероятный комплекс гротов, рукотворных и природных пещер, поражает взор путешественника. Некоторые из них были заселены монахами.

История Матера

В эпоху Римской империи развивался верхний город, в то время как строения внизу были руинами. Постепенно, однако, это различие стало стираться и город приобрел современный вид. Когда центром провинции стала Потенца (1806), вступила в долгий период упадка и кризиса, а население оказалось в пугающей бедности.

В книге «Христос остановился в Эболи» Карло Леви описывал Матеру как прекрасный живописный город.

Утесы разделились на Кавеозо на юге и Баризано на западе, насчитывалось около 3000 жилищ, многие из которых заселены и сегодня. 70% из них – государственная собственность, снимаемая, в основном, молодыми людьми в качестве первого собственного жилья. Некоторые дома нуждаются в серьезной реставрации: необходима долгая кропотливая работа.

Прогулка по узеньким закоулкам ведет к многочисленным церквям, среди которых выделяется Собор – прекрасный образец романского апулийского стиля, с круглым окном в виде розы на фасаде. Его построили в 1270 по воле архиепископа Андрэа. Внутри него есть возможность полюбоваться на чудесные византийские фрески, деревянные хоры 16 в. и ясли работы Альтобелло Персио 16 в.

Достопримечательности Матера

Также можно посмотреть церковь Святого Петра Кавеозо (Chiesa di San Pietro Caveoso) 12 в., построенную на одноименном утесе, и на соседнем – церковь Святого Петра Баризано (Chiesa di San Pietro Barisano), восходящую к 11 в. и большей частью спрятанную в скале, церковь Святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) конца 16 в.

Впечатляющим зрелищем станут уже упомянутые церкви, спрятанные в скалах – их около 130, где сохранились оригинальные алтари, фрески и скульптуры. Большинство из них относится к греко-византийской монастырской культуре 8-13 в. Город любезно предлагает познакомиться с ней во время прогулки. Назовем лишь некоторые из них: церкви Святого Николы Офра (Chiesa di San Nicola dell’Ofra), Мадонны (della Madonna delle Croci), Мадонны Монтеверде (della Madonna di Monteverde), Мадонны Ангелов (della Madonna degli Angeli), Мадонны Лилии (della Madonna del Giglio), Святой Барбары (di Santa Barbara), Святого Николы Гречи (di San Nicolo dei Greci), крипта Святого Евстафия (le cripte di San Eustachio).

Над городом печально высится замок. Решение о его строительстве принял граф Трамонтано, известный своим тяжелым характером и страстью к играм. Кончилось тем, что крестьяне, возмущенные высотой налогов, убили его, а замок так и не был достроен.

Среди других выдающихся строений стоит упомянуть Дворец Префектуры 13 в. и Дворец Аннунцьята (Palazzo dell’Annunziata) 17-18 в., трибунал и библиотеку провинции.

Дворец Собраний (Palazzo del Sedile), построенный в 1540 г и реконструированный в 1759, отличается двумя башенками по обеим сторонам от фасада и шестью статуями; сейчас здесь размещена Музыкальная консерватория.

Достоин внимания также Дворец Лафранки (Palazzo Lafranchi), симметрично выходящий фасадом на соседнюю с ним церковь Кармине (Chiesa del Carmine).

October 18th, 2014

Сасси ди Матера (Sassi di Matera) – древняя часть небольшого современного городка Матера в Италии. Он находится на востоке страны и напоминает римский амфитеатр с домами - гротами, скрывающими террасы. Доказано, что место Сасси было обитаемо еще в эпоху неолита, имеет богатейшую историю, в том числе – архитектуру, археологические находки.

Сегодня Сасси – исторический центр Матеры, который расположен во множестве известковых скал, образующих ущелье небольшой речушки Гравина. В скалах можно увидеть вырезанные жилые помещения и подземные церкви. Историки склоны предполагать, что возраст подземных жилищ – 9 тысяч лет.

Старый город Сасси представляет собой переплетение домов, пещер и часовен. В средневековье на окраинах Сасси, в домах-гротах, жили простолюдины, а в центральной части города – аристократическая верхушка. Сегодня пещеры – достопримечательность для туристов. В некоторых гротах открыты музеи, где сохранена прежняя обстановка старого города.

В пещерном городе можно провести и день, и ночь, а можно остановиться в домах-пещерах, где обустроено 18 комфортных номеров. Часть отеля находится в здании средневековой церкви.

Построенные из камня и вырубленные в скалах церкви, дворцы вместе с подземными катакомбами и водоемами придают Сасси привлекательный вид. Сасси - объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Давайте узнаем про этот город подробнее …

Фото 2.

Ядро города зародилось на противоположных склонах речной долины, называемой расщелина Гравина ди Матера. Во времена Великой Греции была греческим городом, центром которого была Чивита. Сегодня здесь возвышается Кафедральный собор, возведенный в XIII в. В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, так зародились кварталы Сасси . Со времен кварталы разрастались, лабиринт известняковых домиков-гротов увеличивался и кварталы стали называть Сассо Кавеозо и Сассо Баризано , Чивита осталась между ними.

Сасси (в переводе означает «камни») – исторический центр Матеры, расположенный в скалистом котловане и состоящий из трех районов: Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита. Это место было обитаемо еще в эпоху неолита и имеет очень богатую историю, хорошо иллюстрированную архитектурой и археологическими зонами, находящимися на территории Сасси. Можно сказать, что как жилой район Сасси сформировался под влиянием различных цивилизаций. В доисторическую эпоху здесь строились защищенные траншеями деревни, а в период с 9 по 11 века, когда Сасси населяли народности восточного происхождения, местность начала приобретать урбанистические очертания – появилась система улиц, канализация, водные резервуары. Норманно-свевские поселения 11-13 веков отметились здесь мощными военными укреплениями; за ними последовали испанцы с ренессансной архитектурой (15-16 века), а 17-18 века принесли сюда барочную архитектуру.

Фото 3.

В городе было много огородов и висячих садов, накрытых сводами. Во времена Возрождения эти своды использовались для захоронений, и получалось, что живые люди жили в подземелье, а мертвые хоронились над землей. В темное время суток жители зажигали факелы рядом со своими жилищами, и тому, кто смотрел на город с вершины холма, могло показаться, что перед ним еще одно небо, усыпанное звездами. Это зрелище настолько впечатляло путешественников, что происхождение названия города Матера стали ошибочно связывать с греческим словом «meteora» – звездное небо. Несмотря на многие преобразования, которым подвергался Сасси в течение веков, город все еще сохраняет в своей планировке античные очертания, которые с высоты птичьего полета напоминают по форме греческую омегу. Склоны холма были изрезаны ирригационными каналами, по которым поступала вода из расположенных на возвышенности водохранилищ, наполнявшихся дождевой водой. Основными составными частями города были дворы с колодцами, вокруг которых размещались входы в жилые помещения и пекарня. Такие дворы определяли и фундаментальные ячейки социума Сасси, так как жизнь между его обитателями всегда была отмечена солидарностью и сотрудничеством. Солнечный свет попадал в жилище сверху –летом, падая перпендикулярно, лучи не могли раскалить помещение, а зимой, падая под углом, свет проникал глубже в гроты и согревал их. Кроме того, близость больших каменных масс, служивших природными радиаторами, позволяло круглый год поддерживать температуру в домах на уровне примерно 15 градусов.

Фото 4.

В VIII в. на земли Матеры переселилось много византийских монахов, которые обустроили в гротах церкви, на подобии тех, что можно встретить в Каппадокии (Турция) или в Сирии.
Местные жители, кто находился в затруднительном материальном положении, строили свои жилища в Сасси , используя естественные гроты. Улицы пещерного города были узкие со множеством ступенек и лесенок.

В 1623 году Матера стала столицей Базиликаты и оставалась ей вплоть до 1806 года, затем Наполеон Бонапарт перенес столицу в Потенцу. Это был лучший период для Матеры .
Местные жители испытывали большие сложности с водой. Поэтому они тратили свою энергию не на постройку домов, а на рытье в известняке каналов и траншей для сбора воды и системы разнообразных цистерн. Вода использовалась не только в хозяйстве, но и для сельских работ. Деревней траншей, так называли Матеру .

Канал для сбора воды в цистерну, расположенный в одном из домов. Матера. Базиликата. Италия.

Благодаря этой древнейшей практике, жители Матеры превратили свой город в зеленое место, с подвесными садами, огородами и деревьями.

В начале двадцатого века демографический подъем, начавшийся четырьмя веками ранее, достиг своего апогея. На домах достраивали дополнительные этажи, исчезли огороды, пастбища и висячие сады, каменные цистерны приспосабливались для однокомнатных квартир, в которых люди умудрялись жить вместе с мулами и овцами.

После второй мировой войны вышла в свет книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи» , в которой Леви писал про невыносимые условия жизни в Сасси ди Матера.

Его сослали на юг Италии за антифашистские высказывания, приехав в Матеру , он пришел в ужас от увиденного. В 1930-е гг. половина населения проживала в пещерах, по причины жары многие дома были открыты, на полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. «У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе – мужчины, женщины, дети и животные».

Он сравнивает Сасси с громадной воронкой, вызывающей в памяти величественный образ Ада из «Божественной комедии» Данте. Однако образ Леви оказался чем-то большим, чем просто поэтическая метафора: чрезмерное перенаселение вызвало социальный и санитарный коллапс, в результате которого в 50-е годы жителей обязали переселиться из Сасси в другие места. Люди стали вновь заселяться сюда лишь спустя десятилетия, начиная с 1986 года.

Карло Леви увидел Матеру в то время, когда население разрослось до предельных размеров. Места не хватало и над пещерами надстраивали еще этажи. Подвесных садов и огородов больше не сажали, а огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм.

Сейчас Сасси снова оживает.

Фото 5.

Тогда возникла «проблема Матеры» , которая выросла до размера «позора нации». И в 1952 году приняли решение переселить жителей в новые кварталы, освободив пещерные дома. На тот момент в Сасси проживало около 15 тысяч человек. Многие из них не хотели уходить из родных жилищ и возвращались обратно, тогда власти замуровывали входы в пещеры цементом.
В 1993 году Сасси ди Матера (Сассо Кавеозо, Сассо Баризано и Чивита) включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

После того, как Сасси ди Матера стали необитаемы, они становились декорациями ко многим фильмам. Здесь снимал Пьер Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» в 1964 году, а Мел Гибсон «Страсти Христовы» в 2004 году.

Сасси ди Матера строились в разные века и разными цивилизациями. Здесь сохранились доисторические следы, церкви, покрытые фресками VII в. и скалистые постройки IX-XI вв. и более поздних. В Сассо Кавеозо сохранились дома-гроты, некоторые из них можно посетить.

Матера. Базиликата. Италия.

Например, исторический дом на vico Solitario , который воспроизводит обстановку тех времен, когда была заселена.

Посреди комнаты стоит высокая кровать, на которой спало все семейство. Под кроватью – горшок, корыто и прочая утварь, которую доставали днем. Здесь же стойло для животных и обеденный стол. Кухонька в отдельном маленьком помещении, другое помещение использовалось в качестве хозяйственной подсобки, «дырка-труба» — для сбора снега, который таял и давал драгоценную воду.

Свет в дом падал из маленького окошка наверху. Температура в домах была практически постоянной 15 градусов, туф, в котором были устроены жилища работал как климат-контроль.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Матера. Базиликата. Италия.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо , построенная в 1218 году на небольшой площади является одним из самых характерных и ярких мест в Матере . В XVII в. церковь претерпела много изменений и приобрела барочный вид. Внутри хранятся художественные полотна и фрески.

Церковь Сан-Пьетро-Кавеозо. Матера. Базиликата. Италия.

Кафедральный собор возвышается над Сасси . Он был возведен в XIII в. в квартале Чивита, который делит пополам два Сассо. Он уже много лет закрыт на реставрацию, а когда-то принадлежал бенедиктинскому монастырю. Отличает собор красивое резкое окно в форме розы и 52-метровая колокольня. В соборе хранится знаменитая византийская фреска Мадонна делла Бруна.

В Матере более 130 церквей и часовен. В пещерных церквях колоннами служат сталактиты и сталагмиты, неровные стены сохранили следы византийских фресок.

Сегодня пещерный город популярное у туристов место. Здесь нет названий улиц и номеров домов, а длинные переулки могут заканчиваться тупиком. Входы во многие пещеры замурованы или забиты, но можно найти проходы и попасть внутрь.

Сасси представляет собой настоящий «культурный ландшафт» – именно так он именуется в записях о всемирном наследии ЮНЕСКО, в которые он внесен. В средние века в окраинных районах Сасси жил простой люд, а центральную часть города занимала аристократическая верхушка. Эта часть города была возведена на месте античного акрополя, который до сих пор хранит в себе множество неожиданностей. Район Сассо Баризано, находящийся на северо-западе у края скалы, наиболее богат разнообразными скульптурными порталами и фризами, которые скрываются в подземных катакомбах. Район Сассо Кавеозо, расположенный на востоке, похож на римский амфитеатр с домами-гротами, с которых открываются террасы. В центре Сасси – район Чивита, представляющий собой скалистый выступ, разделяющий два других района, на вершине которого высится кафедральный собор. В охраняемую ЮНЕСКО археологическую зону входит также плато Мурджия, и ущелье реки Гравина-ди-Матера, где находятся уникальные подземные церкви.

Фото 6.

Панорама Сасси представляет собой поистине завораживающее зрелище, когда перед взором открывается лабиринты галерей на горном хребте, веками охранявшем загадочный город, будто вышедший из какой-то восточной сказки. Естественные гроты, подземные катакомбы, водоемы, хутора, церкви и дворцы, построенные из камня или вырубленные в скале, сосуществуют здесь, образуя удивительный и гармоничный природно-городской ландшафт. Путь в Сасси лежит сквозь аркады, напоминающие потайные ходы. Барочные и ренессансные фасады сооружены здесь на каменных водохранилищах 8 века, которые были приспособлены для жилья. Византийские церкви заключают в себе колодцы, использовавшиеся в древности в ритуалах культа Митры. Некоторые древние катакомбы использовались для жилья вплоть до 50-х годов 20 века, другие были заброшены и скрыты в глубинах холма. Под площадью piazza Vittorio Veneto расположен огромный резервуар, получивший название «Длинного водолаза» (Palombaro lungo), некоторые отсеки которого были сооружены три тысячи лет назад, в то время как другие были выполнены в 18 веке.

Фото 7.

Среди подземных катакомб Сасси – громадные монастырские комплексы, с множеством келий и уникальными подземными церквями, вырубленными в камне. Их возведение связано с прибытием в Сасси около 1000 года нашей эры монахов-василиан, которые принесли с собой архитектурные традиции Анатолии и Сирии. В подземных церквях можно наблюдать странное смешение различных религиозных традиций: православные иконостасы в базиликах католического типа; на византийских фресках, где Богоматерь обычно изображена в виде царицы, – доступные народные образы. Кроме исторических достопримечательностей, в одном из гротов разместился крупнейший музей современной скульптуры «MUSMA», уникальная коллекция которого содержит экспонаты, иллюстрирующие развитие итальянского и зарубежного искусства с 19 века по первые десятилетия 20 века. Некоторые из домов-гротов, где раньше жили люди, сейчас также превращены в музеи, где сохранена или реконструирована первоначальная обстановка, позволяющая посетителю погрузиться в атмосферу быта старого Сасси.

Фото 8.

Живописные пейзажи древнего города постоянно привлекают кинематографистов. В Сасси снималось несколько фильмов, включая «Страсти Христовы» Мела Гибсона. В Японии даже создали анимэ под названием «Призрак Матеры», где действие разворачивается в катакомбах Сасси

Многие туристы приезжают в древний город, чтобы, словно на машине времени, перенестись в эпоху Средневековья. Кроме того, в Матере сохранились традиции старых ремесленников, мастерских. Здесь, как и раньше, готовят простые блюда местной кухни: варят домашнюю пасту, пекут хлеб и булочные изделия из Матеранской пшеницы.
Отныне, как и прежде, Сисси – гордость Матеры. Местные предприниматели превратили город-призрак в центр туризма, где работают гостиницы, клубы и бары. Это стало возможным благодаря государственным субсидиям, которые позволили восстановить более половины старого города.

Фото 9.

Не так давно тутоткрылась необычная гостиница, номера которой расположены прямо в пещерах. Теперь туристы смогут ощутить себя пещерными людьми (троглодитами) первобытного общества, не отрываясь при этом от привычного комфорта.

Фото 10.

Необычный гостиничный город появился по соседству с городком Матера. Он разместился в средневековом пещерном поселении Сасси, где еще в 1948 году жили порядка 20 тысяч человек. В скалах за Матерой были выдолблены сотни пещер и 155 церквей. На данный момент все они находятся под охраной ЮНЕСКО. В этой связи кажется настоящим чудом и подарком для туристов то, что 18 пещер все-таки недавно перестроили в бутик-отели.

Фото 11.

Гостиничный город под названием Sassi di Matera стал уникальным экспериментом по интегрированию современных технологий в атмосферу средневекового прошлого. При этом удалось найти нестандартное решение и не превращать пещерный комплекс в обычный тематический парк. При первом взгляде на двери и ржавые ключи создается впечатление, что это вход в старый сарай. А между тем комнаты полны света и выглядят вполне комфортабельно. В отреставрированных отелях-пещерах есть все - от удобных кресел до Wi-Fi и роскошных ванных комнат. Помимо стен, о прошлом в некоторых гостиницах напоминают кровати, подвешенные в метре над полом на металлических тросах. Это дань старинным традициям Сасси. В средневековом городе люди жили в одних пещерах с животными, и подвешенные кровати гарантировали им относительную уединенность от домашней скотины. Зато животные вырабатывали дополнительное тепло и согревали своих хозяев.

Фото 12.

В Сасси есть как простые 3-звездочные отели и пансионы, так и роскошные апартаменты. Проживание обходится в 66 евро и выше, причем в стоимость включен завтрак. Уникальный пещерный город принимает постояльцев с апреля по октябрь.

Фото 13.

Фото 14.

Нам предстоял путь до Сицилии. Чтобы успеть посмотреть Матеру и чтобы не совсем обалдеть от переезда, мы решили заночевать в Козенце. По дороге до Козенцы мы и заехали в Матеру - ещё один удивительный город.

Первые жители тут появились уже во времена Палеолита. Считается, что город был основам римлянами в 3 веке до н.э. Далее город неоднократно менял хозяев от сарацинов до норманов. Матера успела побыть столицей Базиликаты, пока не пришел Наполеон и не вернул звание столицы Потенце. В сентябре 1943 года Матера поднялась против немецких оккупантов - первый итальянский город, который начал борьбу с Вермахтом.

Матера современная показалась довольно большим, шумным и оживленным городом. В туристическом бюро нас снабдили картой и радостно сообщили, что вечером ожидается... живой вертеп . На вертеп мы, конечно, не остались - надо было пилить в Козенцу, а должно быть, живой вертеп в Матере тоже весьма сказочен. Вооружившись картой и прикинув примерный маршрут, мы отправились топтать многовековые мостовые в старый город, который носит название Сасси (буквально "камни"). Название Сасси происходит из доисторических троглодитских времен. Предполагается, что это было первое поселение на территории современной Италии. Сасси встретил нас небольшим рождественским рыночком.

Однако, не обращая внимания на рынок, мы тут же подбежали к первой "видовой" точке, указанной на карте - ух, какой вид открылся!

Тем временем, на рынке народ толпится в очереди за теплым винным напитком, напоминающий глювайн. Кроме того, тут проводилась дегустация местного вина.

Мы тут же заскочили в ленивую кафешку выпить кофе и посмотреть на немногочисленных людей, которые гуляли по рыночку и пробовали местные продукты.

Добрый мясник, у которого можно попробовать разной колбасы (нам его колбаса как-то не очень понравилась)

А в соседней палатке можно закусить опробованную колбасу шикарным хлебом с оливковым маслом (а вот это было вкусно)

Нагулявшись по рынку, матерские бабульки присели отдохнуть

Тут же нам встречается неприметная церковь Santa Chiara, которая была построена в конце 17 века. Стоили церковь работники семинарии, которую к тому времени основали в Матере. Портал церкви весьма прост и геометричен. Центральную нишу занимает статуя Мадонны дель Кармине. В боковых нишах - Св. Клара и Св. Франциск.

Впечатляющие деревянные двери выглядят очень средневеково, хотя они были сделаны лишь в 18 веке.

В декоре этой церкви повторятся один единственный мотив - смерть. В то время (18 век) подобные украшательства были весьма в моде. Тогда смерть не вызывала страха, а считалась началом новой жизни. Деревянные двери разделены на 36 панелей, каждая посвящена теме смерти - черепа с перекрещенным костями, иногда облаченные в короны правителей, намекая на то, что после смерти все равны.

Тут же, над дверьми несчастная душа жарится под присмотром двух скелетов

Заглядываем внутрь - там пустынно и очень радостно. Посмотрите, какие чудесные краски и розочки!


Выходим из церкви и углубляемся в лабиринт улочек Матеры. Видно, что город, хоть и тихий, но жилой

На наше счастье пасмурное небо начало давать сбои и сквозь плотные облака стали прорываться солнечные лучи

Видать, местный бандит - ухо порвано

Кто сказал, что Матера - мертвый город? Вполне себе живой!

Доходим до очередной смотровой площадки у церкви Сан Пьетро Кавеозо и жадно облизываемся на пещеры троглодитов на противоположной стороне la Gravina. Какие-то счастливчики бродят там, заглядывают в древние жилища, но у нас просто напросто не хватило времени погулять ещё и по той стороне Гравины.

Мортон в "От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии" пишет: "На обоих склонах долины видны были пустующие дома-пещеры. Один берег реки называется Сассо-Кавеосо, другой - Сассо-Барисано. Слово «Сассо» означает - «скала». До сих пор я не видел ничего подобного. В отличие от большинства городов, стыдящихся своих трущоб, Матера, уверенная в своей уникальной живописности, устроила смотровые площадки, с которых можно хорошенько разглядеть пещеры. Имеется даже Страда-Панорамика-дей-Сасси, которая охватывает все пространство. Как утверждает местный путеводитель, она «предлагает туристу необычные ощущения»."

Однако, зависть наша тут же кончается, потому что именно на нашей стороне находится одна из важнейших церквей Матеры - San Pietro Caveoso, посвященная апостолу Петру. Фасад San Pietro Caveoso приобрел свои очертания в 13-начале 14 века, в то время как само здание было построено в 1218 году. На фасаде находятся статуи святых: Св. Павел, Св. Петр и Богородица, под подолом которой прячутся те, кто попросил у неё защиты.

Богородица с подзащитными - интересно, что слева страждущие изображены в колпаках. В то время, когда церковь строилась, было много религиозных братств, и подобные колпаки обеспечивали анонимность братьев.

Внутри церкви царит тишина и спокойствие, в декабре центральное место занимает необычный вертеп. Он сразу приковывает внимание посетителя своей формой и своим мягким желтым светом.

В церкви были прихожане, так что мы не стали мешать их молитвам, а тихонько ретировались. Правда, гуляли недолго - буквально за углом находится Casa Grotto di vico Solitario - музей-пещера. Я очень рекомендую сходить туда на экскурсию: это не отнимет много времени, но даст четкое представление о том, как жили люди в Матере буквально до недавнего времени. В это тяжело поверить, но до 50-60 годов люди продолжали жить в пещерах, выдолбленных в камне. В 1950-х началась кампания по выселению людей из Сасси, однако люди выезжали неохотно, некоторые позже возвращались в свои многовековые жилища. Только здесь люди могли похвастаться, что живут в тех же домах, что и их предки 9000 лет назад. До 1980 года опустевшие жилища были приютом для бомжей и бедняков, пока администрация города не решила взять все под свой контроль. Усилиями администрации Матера превратилась в туристический и в кинематографический город.

Вот, что пишет Мортон о старой Матере:

"Матера… Не могу припомнить ничего написанного по-английски об этом городе. Насколько я знаю, его не посещал никто из наших ранних путешественников - ни Гиссинг, ни Норман Дуглас. Самым полным отчетом - в английском переводе - является книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи». Страшное описание. Читатели этой книги вспомнят, что, когда в 30-х годах писателя сослали туда за антифашистские высказывания, его сестра, врач в Турине, получила разрешение посетить брата в отдаленном горном городке к югу от Матеры. Приехав в Матеру на поезде, он пришла в ужас от увиденного. В 30-х годах половина населения, составлявшего сорок тысяч человек, проживала в пещерах на противоположных склонах речной долины. «Так представляют себе школьники Дантов ад», - сказала она своему брату.

«По причине жары дома были открыты, - продолжила она, - и по дороге я невольно заглядывала в пещеры, свет в которые проникал только через открытые двери. У некоторых пещер вообще не было нормального входа, а лишь люк и ступеньки. В темных отверстиях видны были земляные стены, жалкая мебель, кровати и лохмотья, вывешенные для просушки. На полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе - мужчины, женщины, дети и животные. Вот как живут двадцать тысяч человек.

Детей здесь очень много. Они появлялись повсюду, в пыли, в жаре, среди мух, абсолютно голые или одетые в лохмотья. Никогда в жизни не видела я такую нищету… Женщины, заметив, что я заглядываю в дверь, приглашали меня войти, и в темноте, в зловонных пещерах, я видела детей, лежащих на полу под рваными одеялами. Они были в лихорадке и стучали зубами. У других из-за дизентерии остались лишь кожа да кости, и они еле таскали ноги».

За мисс Леви ходили дети, кричали что-то, но она не понимала их диалект. Думала, что они просят пенни, чтобы купить конфеты, но потом разобрала их слова: «Синьорина, дайте мне хинин»."

Итак, заглянем в типичное жилище - пещеру, выдолбленную в туфе . При входе нас спросили, на каком языке включить сопровождение - внутри расположены колонки, из которых диктор вещает о житье-бытье в такой пещере. Тут жила семья с 7 детьми. Родители и совсем младенцы спали на кровати, остальные - на сундуках и комодах.

Маленькая кухонька стратегически расположена над цистерной с водой - древние строители проявили чудеса инженерной мысли, соорудив целую систему сбора дождевой воды под старым городом. У каждого жителя была своя цистерна под пещерой. С кухни воду можно было черпать "не отходя от кассы"


Довольно просторное помещение для людей (хотя, конечно, со спальными местами плоховато)

Тут же, в задней части жилища - помещение для домашнего скота. Остается только предполагать, какие "уютные, домашние" запахи населяли эту пещеру.

Удовлетворив свое любопытство, мы продолжили прогулку по городу. Вид на другую часть города - эта часть уже больше похожа на "мертвый" город


А на противоположной стороне la Gravina туфовые "дома" совсем без удобств

Кирпичи вклинились в камни - это задняя стена церкви Мадонна де Идрис

Переплетенные улочки Сасси в очередной раз ненадолго осветились солнцем

Вид на город. В левом углу видно верхушку церкви с черепушками, про которую я рассказывала выше.

Мортон: "Было бы неправильно описывать Сасси как пещерный город. Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье."

Сами того не заметив, мы забрели в кинематографическую часть Матеры

Матера (Сасси) играла роль Иерусалима в нескольких фильмах

"Евангелие от Матфея" (The Gospel According to St. Matthew, 1964)
"Царь Давид" (King David, 1985)
"Страсти Христовы" (The Passion of the Christ, 2004)
"Божественное рождение" (The Nativity Story, 2006)

Так же в Матере снимали:
"Волчица" (La Lupa, 1953)
"Создатель звезд" (The Star Maker, 1995)
"Омен" (The Omenб 2006)

А эта табличка напоминает о Гибсоне, который ходил по этим улицам в "Страстях Христовых".

При солнышке Матера оживает и становится не такой угрюмой, как в пасмурную погоду

Белье в пастельных тонах

Случайно набрели на рынок с сувенирами и поделками

Тут же материализовалась какая-то туристическая группа итальянцев - они начали нарасхват скупать свистульки

А я была очарована совами:)

Местные художники, продающие картины на этом же рыночке, весьма изобретательны

Поднявшись выше от рынка, мы поняли, что оказались в совсем заброшенной части города. Зато вид какой!

Заброшенные, пустеющие жилища очаровали меня, пожалуй, даже больше, чем вылизанный музей.


В некоторых видно, что когда-то тусовались либо бомжи, либо ещё кто

Знакомство с Матерой мы закончили чашечкой ароматного эспрессо. Конечно, было бы здорово заночевать в Матере и посмотреть на город, подсвеченный огнями, и пожить в пещере, но это никак не укладывалось в наше расписание...

Экстраординарный город, неправда ли? Альберобелло - это уютная и игрушечная сказка, а Матера - монументальная история.