Меню

Говорит Советский Союз! Любимые образовательные радиопередачи для детей. Голос большой страны: радиосеть в ссср Первая радиостанция в ссср

Интернет

В эфире данных радиостанций вы услышите лучшие песни и музыку Советского времени, которые некогда были широко известны и популярны в городах и сёлах нашей необъятной Родины. А многие из них и сегодня знают и слушают те, кто родился и вырос в нашей стране. Эти песни исполняют уже шестьдесят, семьдесят лет, а они не потеряли своей актуальности - это хиты, которые слушает не одно поколение. Слушайте музыку ушедшего века с виниловых пластинок и бобин. Некоторые из радиостанций транслируют советские радиоспектакли, радиопередачи, как для детей, так и для взрослых!

СТАРОЕ РАДИО

Старое Радио - некоммерческая интернет-радиостанция, в прямом эфире которой вы услышите спектакли, радио-литературные композиции, литературные чтения и многое другое.

СТАРОЕ РАДИО (ДЕТСКОЕ РАДИО)

Дорогие ребята!

“Детское радио” это радио для вас. Здесь вы сможете слушать лучшие постановки, спектакли и сказки, записанные с любовью и умением. Найдется интерес и у самых маленьких, и у самых взрослых. Мы, так же, предложим произведения необходимые в школьной программе по литературе. Даже ваши мамы и папы, с удовольствием вспомнят сказки и истории времени своего малолетства.

Большую часть эфира занимают, качественно поставленные, радиопостановки и спектакли для детей, а также песни из мультфильмов и художественных фильмов для детей.

Старое радио (музыка) - популярные советские песни и вся музыка СССР. Редкое собрание патриотических, военных и просто народных песен СССР.

Муслим Магомаев, Анна Герман, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха – эти имена знакомы каждому, кто жил и работал, влюблялся и ходил на танцплощадки, смотрел телевизор и слушал радио, а также строил социализм в Советском Союзе! Сегодня все артисты той эпохи широко представлены на интернет-радио «СССР 50-70.101»! Включайте радиостанцию и наслаждайтесь добрыми, крепкими духом песнями!

РАДИО СССР 30-50 - музыкальная радиостанция от интернет-портала 101.ru. Эти песни слушали наши бабушки и дедушки, прислушайтесь и вы заметите щелчки и скрип грампластинок. Известные исполнители того времени, которых вы услышите на этом канале: Вадим Козин, Изабелла Юрьева, Владимир Бунчиков, Леонид Кострица, Иван Шмелев и многие другие. Слушайте прямой эфир Радио 101.ru: СССР 30-50 онлайн

Исследование на тему: "Радиопередачи для детей. Архивы Гостелерадиофонда".

Еркушова С. Ю.

Детское радиовещание и, в особенности, детский радиотеатр – тема незаслуженно забытая. Последние исследования в этой области датируются концом ХХ века (в частности, научные труды И. А. Руденко, А. А. Шереля). Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования СССР, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей. Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радио для детей – Детское радио, - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир. Гостелерадиофонд содержит все радиопрограммы, записанные в СССР (тогда обязательной была сдача копий передач в базу). Интересно, возможно ли воспользоваться материалами, которые хранятся в архивах. В данной работе мы выясним, как много архивных радиоматериалов, рассчитанных на детскую аудиторию, хранится сегодня в архивах Гостелерадиофонда. Также мы проведем исследование, которое покажет, имеют ли авторские права создатели радиопередач, которые впервые вышли в эфир Гостелерадио до 1991 года. Первой частью нашего исследования станет краткая история радиовещания для детей с 1925 года по 2014 год. Это нужно для того, чтобы понять, насколько богатым должен быть архив Гостелерадиофонда, который в радиопередачах для детей используется сегодня крайне редко.

Краткая история детского радиовещания.

1925 г. – журналы «Радиопионер» и «Радиооктябренок» . 1929 г. – были открыты еще четыре радиожурнала, нацеленные как на сельских, так и на городских маленьких жителей. 1 октября 1934 г. - выход передачи «Утренняя зорька» (позднее – «Пионерская зорька» ). Выходила она на первой программе Всесоюзного радио ежедневно в 7:40 утра, а по воскресеньям – в 10:05, ее хронометраж – 20 мин. В выпусках радиогазеты «Пионерская зорька» слушателям рассказывали о главных стройках, лучших достижениях в науке и технике и о жизни советских школьников. Именно «Пионерская зорька» создала конкурс «Юнкоры – рыцари пера», в котором мог принять участие любой ребенок. Очерки, стихи, рассказы – все это приходило в редакцию «Зорьки» в огромных количествах. 1930-е гг. – время, связанное с именем режиссера Розы Марковны Иоффе. Первые передача Р. Иоффе были сделаны для дошкольников – это «Маша-растеряша», «Горошина» и игра «Петрушкина почта» . Все эти передачи вышли до войны. Весна 1944 г. – ежемесячная игра-загадка «Угадай-ка», автор Сергей Богомазов. «Казалось бы, герои передачи обращались к своим слушателям с одним и тем же: «отгадайте загадку». Однако ни одна передача не была похожа на другую, они отличались содержанием тех разговоров, которые любимые герои вели с детьми… На каждый выпуск передачи дети присылали письма. Не десятками, не сотнями, а десятками тысяч… Самые интересные письма… он (Сергей Богомазов – прим. автора) включал в последующие выпуски»

1. Август 1945 г. – еженедельная программа «Внимание, на старт!». Просуществовала почти 40 лет. Ведущие рассказывали слушателям об известных спортсменах, звали их в студию, где чемпионы рассказывали, как они били рекорды и с чего начинали свою спортивную карьеру. 31 декабря 1945 г. – первый выпуск детского географического журнала «Клуб знаменитых капитанов» . В нем персонажи детских литературных произведений рассказывают об открытиях. Авторы передачи – В. Крепс и К. Минц. Октябрь 1946 г. – ежемесячный литературный радиожурнал «Невидимка». В программе рассказывали о новинках литературы. Передача была направлена на углубление школьных знаний в области литературы и литературоведения. Помогали в этом ребятам Л. Кассиль, В. Инбер, В. Каверин, С. Михалков, К. Паустовский.

Декабрь 1947 г. – появление образовательной передачи «Радиоклуб юных географов» . Разные ученые – географы, биологи, зоологи, - а также моряки и даже летчики рассказывали своим слушателям о том, как проходят настоящие экспедиции, как совершаются открытия и что значит «написать научную работу». Апрель 1948 г. - передача «Музыкальная шкатулка» , где каждый желающий мог передать приветы всем, кому только захочет. 1949 г. - Р. Иоффе был создан легендарный спектакль по сказке А. Н. Толстого «Буратино». Имя этого режиссера тесно связано с историей детского радиотеатра. Легендарным он стал не только благодаря замечательному сценарию и исполнению – в этой программе Р. Иоффе впервые использовала прием, который позволил создавать «сказочные» голоса. Она записала голос единственного актера сказки – Н. Литвинова – на медленно движущуюся пленку и затем пускала ее с нормальной, повышенной или пониженной скоростью. Так Буратино и другие герои сказки, которых также озвучивал Литвинов, обрели свои волшебные и абсолютно разные голоса. «Из художественного вещания прием «буратино» достаточно быстро перешел в арсенал средств журналиста», - читаем мы в книге «Радиожурналистика»

2. Кроме «Буратино», Р. Иоффе было поставлено множество спектаклей для детей и взрослых. Детский радиоспектакль «Хозяйка медной горы» был составлен режиссером из четырех переделанных сказок П. Бажова: «Медной горы хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Каменный цветок» и «Горный мастер». «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»

3. Сама режиссер говорила так: «Слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»

4. Всего под руководством Р. Иоффе было поставлено около 200 радиоспектаклей, среди которых «Оле Лукойе», «Нос», «Каштанка», «Ванина Ванини». Музыка и звуки, шумы – вот основные составляющие любого радиоспектакля, поставленного Р. Иоффе

5. С помощью шумов она переносила слушателя из одной эпохи в другую, давала возможность отправиться в лес или услышать, как бьется о скалы море. «Слушателю, который следил за премьерами Розы Иоффе, не надо было дожидаться окончания передачи, чтобы узнать имя режиссера»6. Март 1954 г. - цикл научно-популярных передач для юношества «Мир, в котором мы живем» . Цикл включал в себя четыре раздела: «В мире невидимого», «Вселенная и атом», «Руками человечества», «В мире миров» . И в каждом разделе ребята слушали занимательные и полезные очерки и беседы

7. Апрель 1958 г. – географическая радиоигра «Путешествие по любимой Родине». Декабрь 1963 г. - просветительско-воспитательная передача – «КОАПП» (Комитет Охраны Авторских Прав Природы). В форме радиоигры в течение сорока минут ведущие разговаривали на злободневные темы. Вот только ведущими были не люди, а животные. Председатель КОАППа – Кашалот – собирал вокруг себя помощников: Рака, Птицу- Секретаря, Гепарда, Сову. Вместе они садились на Большой Поляне на берегу Лесного Озера и обсуждали все, что происходит в их лесу – для детей это были забавные факты их мира животных. Передача была детской, но политический контекст в ней иногда читался. Апрель 1970 г. – познавательная программа о литературе «В стране Литературии» (позднее выходила под названием «Путешествие в страну литературных героев» ). В форме радиопьесы постоянные герои передачи – профессор литературы Архип Архипович и школьник Гена – вместе со слушателями и, зачастую, с Шерлоком Холмсом и доктором Уотсоном распутывали странные истории, связанные с разными произведениями литературы. 1972 г. – программа «Радионяня» . Слова из музыкальной заставки этой передачи – «Радионяня, радионяня, есть такая передача» - помнит несколько поколений детей. В передачу приглашали известных писателей-сатириков. 1976 г. – 14 радиопостановок. Это и инсценировка повести Алексина «Мой брат играет на кларнете» («Из дневника девчонки»), и «Венский вальс» по одноименной повести Анчарова, и постановка повести Астафьева «Перевал», и композиция «Пушкин мой всегда жив», построенная на стихах и письмах поэта и воспоминаниях современников. 90-е гг. – литературно-драматические программы почти исчезли из эфира. Радиостанции перешли на вещание «по четвертям» и отказались от хронометража более часа, который необходим для передачи радиоспектаклей, сократилось. А. А. Шерель отмечает, что «кое-кто из практиков радио пришел к выводу о неперспективности литературно-драматических программ и о «естественной» смерти этого направления вещания»

8. Конец 90-х гг. – работники радио поняли свои ошибки и коммерческие радиостанции стали возобновлять работу над радиотеатром. Но в соответствии с графиком современных радиостанций многосерийные спектакли стали разделять на несколько десятков передач хронометражом 8-12 минут каждая. Затем станции постепенно вернулись к радиопроизведениям, которые были взяты, по большей части, из фондов детского радиотеатра советского периода. Например, станция «Эхо Москвы» совместно с Телерадиофондом заново подготовили передачи из циклов «Клуб знаменитых капитанов», «КОАПП» и «Страна Литературия». Кроме радиостанции «Эхо Москвы» радиотеатром для детей занимается «Радио России». В эфире этой станции можно услышать семь передач, ориентированных на детскую аудиторию. Среди них «Жду с нетерпением. Встречи с котом Мурычем», «Хочу все знать», «Как курица лапой». Но семи программ, безусловно, недостаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности детей в радиоспектаклях и информации в целом. 25 декабря 2007 г. – появление «Детского радио» - «единственной в России радиостанции, вещание которой целиком посвящено детям»9. Программа «В стране литературных героев», которая выходит в эфире радиостанции - это модернизированная версия советской передачи, о которой мы говорили ранее. Но последний ее выпуск вышел довольно давно - в сентябре 2012 года. Кроме этой, в эфир радиостанции выходит множество передач с похожими названиями («В гостях у сказки», «Маленькие истории», «Короткие сказки»), которые транслируют сказки, однако радиоспектаклей, рассчитанных на старших детей, не хватает. Как не хватает и научно-популярных программ.

Материал взят с https://vernsky.ru/pubs/5421/Radioperedachi_dlya_detey_Arhivy_Gosteleradiofonda_Yuridicheskoe_litso_obladatel_pervonachalnyh_avto?view_mode=text

Однако роль радио, как центрального субъект в мире отношений Советских СМИ, отрицать нельзя. Именно радио выступило тем социальным клеем, который на протяжении семи десятилетий скреплял многие десятки национальностей и культур в одно могучее государство.

Для большинства взрослого населения современной России именно радио, радиопередачи, а не телевидение или пресса, является символом «советского» детства. Если телевидение оставило по себе в памяти только «Голубой Огонек», пресса - «Мурзилку», «Огонек» и «Технику молодежи», то радио навеки закрепилось в памяти русских людей позывными «Радионяни», «КОАПа», «Пионерской зорьки» и многими другими радиопередачами и радиопьессами.

Цель данной работы - проследить путь развития советского радиовещания в период после Второй мировой войны и вплоть до «застоя»; выявить ключевые моменты в развитии радиожурналистики; дать обзор детской и юношеской радиожурналистике означенного периода, систематизировать детские и юношеские радиопередачи.

Временный период исследования выбран по ряду причин:

Двадцать пять лет (45-70гг.) - наиболее значимый этап в развитии советской радиожурналистики. В это время складывается большинство известных жанров радиожурналистике, отмечается наибольший количественный рост радиопередач.

Хотя выбранный период очень велик в рамках стремительного 20 века, однако широта исследуемого временного отрезка компенсируется малой изученностью вопроса, что не позволит достаточно углубиться в тему.

Именно в обозначенный период находит особенно бурное развитие детская радиожурналистика, которая наиболее интересна нам в этом исследовании.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Привести основные факты из истории радиовещания СССР и выявить ключевые события, обусловившие это развитие, их причины и следствия.

Исследовать литературу по теме, ознакомиться с доступными научными работами.

Изучить записи детских радиопередач и сделать выводы о содержании, политике и целевой аудитории этих передач.

Собрать и систематизировать краткие, разрозненные сведения об истории возникновения детских и юношеских развлекательных и образовательных радиопередач.

Среди фундаментальных работ по радиожурналистике, на которые мы опирались, можно выделить работу A.A. Шереля, «Радиожурналистика. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика», учебник Гуревича П.С., Ружникова В.Н. «Советское радиовещание. Страницы истории». В вопросе истории детской радиожурналистики мы опирались на книги Меньшиковой А.А. «Радио - детям», и труд Марченко Т. «Радиотеатр».

Новизна данной работы заключается в том, что она является попыткой систематизировать все доступные в Сети и городских библиотеках данные по истории радиовещания и детской радиожурналистики. И это тоже весьма интересный момент в нашем исследовании. С теоретической точки зрения данная работа не может претендовать на новизну, однако может быть интересная своей практической частью - анализом аудиозаписей советских радиопередач. С практической точки зрения, материалы данной курсовой работы могут быть использованы студентами специальности «Журналистика» для написания докладов или рефератов, для изучения этапов развития советского радиовещания и советской детской радиожурналистики.

На защиту выдвигаются следующие положения:

Послевоенный период - этап интенсивного развития радиовещания в СССР, время появления многих новых, и возрождения старых жанров радиожурналистики.

50-е - 60-е годы - время взрывного увеличения доли музыкального и развлекательного радиовещания.

Послевоенный СССР уделяет огромное внимание детской и молодежной радиополитике, что отражается в качественном и количественном росте советских радиопередач.

По мере взросления советского ребенка, радио предлагало ему все более специальную, научную информацию, вместо игровой, музыкальной и познавательно.

Глава 1. Советская радиожурналистика 1945-70 гг.

Первые четыре этапа развития советского радиовещания.

Традиционно, прежде чем говорить об обозначенном периоде истории, мы должны кратко охарактеризовать историческую ситуацию, в которой предстояло развернуться советскому радиовещанию. Итак, кратко:

К первому этапу развития русской радиожурналистики некоторыми исследователями принято относить «зачаточный» - царский период. В это время радио и радиотелеграф использовались преимущественно в военных целях. Об активном использовании радио известно мало, однако есть свидетельства об использовании радио для местной передачи информации через репродукторы. Радиотелеграф использовался на фронтах Первой мировой войны. Сводки новостей, зачитываемые через репродукторы газетные материалы, звучали в Петрограде.

Второй этап - этап рождения радиовещания и журналистики, совпадает с основанием СССР. С первых лет Советской власти радио использовалось не только как средство связи, но и как источник информации. С ноября 1917 по радиотелеграфу передавались декреты Советского правительства, сообщения о важнейших событиях в жизни страны, о международном положении, выступления В. И. Ленина. Одной из актуальных государственных задач было создание материально-технической базы для радиовещания. В 1918 Совнарком создал комиссию для разработки планов развития радиотелеграфного дела; ряд мощных радиостанций военного ведомства передан Наркомату почт и телеграфа; Совнарком принял декрет о централизации радиотехнического дела в стране. Первые радиовещательные передачи велись в 1919 из Нижегородской радиолаборатории, с 1920 — из опытных радиовещательных станций (Москва, Казань и др.).

Коммунистическая партия и Советское правительство придавали исключительное значение радиофикации как основному средству развития Р. В 1920 Ленин писал М. А. Бонч-Бруевичу, руководившему Нижегородской радиолабораторией: «Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и “без расстояний”, которую Вы создаете, будет великим делом» .

В 1922 в письмах И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП (б) Ленин сформулировал положения программы сплошной радиофикации страны, в том же году начались первые (ещё нерегулярные) текстовые радиопередачи через громкоговорители; Нижегородская радиолаборатория передала в эфир первые радиоконцерты. Становлению и популяризации радио в 20-е гг. способствовали массовое радиолюбительское движение (которое стало развиваться после открытия в 1922 в Москве радиостанции им. Коминтерна), деятельность организованных в 1924 общества друзей радио, акционерного общества «Радиопередача» (первоначально — «Радио для всех», его членами были Наркомпочтель, ВСНХ, РОСТА, Всероссийский электрический трест заводов слабого тока).

Регулярное радиовещание началось 23 ноября 1924, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. В 1925 организована Радиокомиссия ЦК РКП (б) для общего руководства и Радиосовет при Главполитпросвете Наркомпроса РСФСР для разработки основных направлений вещания.

В 20-е гг. складываются основные жанры (радиорепортаж, радиобеседа, комментарий), формы передач (радиогазета, радиожурнал). В 1925 в эфире — первый радиорепортаж с Красной площади в Москве, посвященный Октябрьским торжествам; детские передачи — «Радиооктябрёнок», «Радиопионер» (впоследствии «Пионерская зорька»); «Культурное наследие — детям»; молодёжная — «Молодой ленинец»; с 1926 — «Крестьянская радиогазета», «Рабочая радиогазета», этнографические концерты.

Организуется регулярное радиовещание в союзных республиках — в 1925—27 начали работать радиостанции в Минске, Баку, Харькове, Ташкенте, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

С 20-х гг. традицией советского радио стали выступления государственных деятелей. Состоявшаяся в середине 20-х гг. дискуссия об общественном назначении радио, его месте среди видов искусства и средств эстетического просвещения способствовала развитию форм и жанров радиожурналистики, особенно литературно-драматического.

С 1927 года исследователь советской радиожурналистики А.Шерель выделяет третий этап, заключающийся в дальнейшем развитии жанров радиожурналистики, привлечении на радио ведущих журналистов и литераторов молодого Советского Союза. На этом этапе мы можем рассматривать радиовещание как полностью сформировавшееся, полноценное СМИ, пользующееся огромным успехом у аудитории и находящимся под пристальным контролем властей.

В 1927 Совнарком принял постановление, направленное на улучшение художественных программ. В подготовке литературных передач участвовали В. В. Маяковский, А. Н. Афиногенов, Д. Бедный, Э. Г. Багрицкий, Ф. В. Гладков, В. В. Иванов, Л. М. Леонов и др. Регулярные обзоры под рубрикой «Литература — массам» знакомили слушателей с творчеством советских писателей и классическим литературным наследием. Р. популяризировало музыку народов СССР, лекции-концерты раскрывали основные этапы истории мировой музыкальной культуры. В 20-е гг. прозвучали первые концерты по заявкам, трансляции оперных спектаклей из Большого театра СССР. С 1925 в программе радио появились беседы и лекции на социально-политические и научно-технические темы. В конце 20 — начале 30-х гг. для целенаправленного образования населения были созданы рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский радиоуниверситеты (до 80 тыс. радиозаочников).

С 1928 по 1933 мощность советских радиовещательных станций увеличилась в 8 раз. В 1931 при Наркомпочтеле образован Всесоюзный комитет по радиовещанию, в 1932 — 12 местных радиокомитетов в республиках и областях. Появились новые, действенные формы и жанры радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание (1929), прямые радиорепортажи со строек (1930) . Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке рабселькоровского движения» (1931) рекомендовало радиокомитетам шире применять формы массовой работы (рейды, выездные бригады), расширять сотрудничество с рабселькорами, развивать и создавать новые формы передач по письмам трудящихся.

В соответствии с постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) расширились тематика, формы, жанры художественных передач. В работе на радио участвовали писатели А. Серафимович, М. А. Светлов, Н. А. Островский, И. П. Уткин, К. Г. Паустовский, актёры Д. Н. Орлов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. И. Бабанова и др. Новые произведения Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. впервые исполнялись по радио. Музыкальное вещание знакомило слушателей с профессиональными исполнителями и с лучшими коллективами художественной самодеятельности. В 1932 начались регулярные выпуски «Последних известий».

В 1936 Радиокомитет ввёл в действие 5 программ вещания, составленных с учётом временного пояса, национальных языковых особенностей населения различных районов страны. Первый всесоюзный радиофестиваль (1936) положил начало межреспубликанскому обмену радиопрограммами. В 30-е гг. в системе общественно-политического вещания выделились самостоятельные редакции сельских передач, красноармейского, молодёжного, спортивного вещания. Видное место в программах радио заняла оборонно-спортивная тематика, сформировался как жанр спортивный радиорепортаж (основоположник В. С. Синявский). Важную роль в улучшении радиовещания сыграла специальная печать по вопросам радио: журналы «Радиофронт» (основан в 1925, до № 19 — «Радио всем»), «Говорит СССР» (1931), еженедельная газета «Новости радио» (1925) и др.

Четвертый этап - это период Великой Отечетсвенной войны, время рождения новых жанров, репортажных и новостных, время бурного интереса населения к радио. как к самому оперативному средству массовой информации.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 передано 2 тыс. радиосводок Совинформбюро, 2, 3 тыс. выпусков «Последних известий», свыше 8 тыс. «Писем с фронта» и «Писем на фронт». Значительное место в программах занимали обзоры газет, информации ТАСС, корреспонденции с фронта (в выпусках «Последних известий» около 7 тыс. корреспонденций из действующей армии). В отличие от других стран, в СССР в годы войны радиовещание оставалось непрерывным и многопрограммным. Регулярно велись передачи для партизан и населения временно оккупированных районов. По Всесоюзному радио часто выступали руководители Советского правительства. В 1944 Совнарком принял постановление о мероприятиях по укреплению материально-технической базы Центрального радиовещания, в 1945 — о праздновании Дня радио 7 мая (7 мая 1895 А. С. Попов продемонстрировал в действии созданный им приёмник для беспроводной сигнализации).

Радио тоталитарного государства (1945-1970)

Послевоенные годы и время хрущевской «оттепели» - период второго рождения радио. Теперь оно вынуждено конкурировать с телевидением и кинематографом, хотя эта конкуренция еще не в силах сдавить размах бурного развития радиовещания. На этом ключевом этапе своего развития, советское радио, как никогда раньше, берет на себя роль агитатора: начинается «холодная война», опускается «железный занавес». Радио вынуждено сдерживать порывы советских людей, прививать им коммунистическую идеологию.

Возвращению к мирному послевоенному труду после победы над гитлеровской Германией сопутствовал ряд факторов, отягощавших жизнь народа. Во-первых, разруха на бывших оккупированных территориях. Немцы успешно применяли тактику "выжженной земли", оставляя после себя развалины и пепелища.

Во-вторых, обострение противостояния СССР и его бывших союзников по антигитлеровской коалиции, названное "холодной войной", и как следствие - гонка вооружений, требующая гигантских материальных, финансовых и людских ресурсов.

В-третьих, разочарование населения, ожидавшего достаточно быстрого улучшения условий жизни после победы (только через два с половиной года после победы были отменены карточки на питание; объявляемое ежегодно снижение цен на ряд продовольственных и промышленных товаров на практике представляло собой, скорее, пропагандистскую акцию, чем экономическое достижение: сталинский министр финансов А.Г. Зверев позднее откровенно писал, что снижение цен компенсировалось в бюджете снижением расценок в оплате за труд).

В таких условиях перед радио, как и перед другими средствами массовой информации и пропаганды, ставилась задача объяснить народу, что трудности восстановления народного хозяйства потребуют от граждан СССР дополнительных жертв, но они должны быть уверены, что эти жертвы - последние.

А поэтому еще больше усиливается цензура, из эфира практически исчезают так называемые "прямые передачи", почти все программы (за исключением новостных выпусков "Последних известий") идут в звукозаписи.

К концу 1946 года, по признанию тогдашнего председателя Радиокомитета Д.А. Поликарпова, 95% всего времени вещания было занято передачами, заранее фиксированными на пленке. Соответственно усиливается контроль и за подбором кадров радиовещания. Именно в это время в кругу радиожурналистов приобрела популярность слегка перефразированная пословица: "Слово не воробей, поймают - вылетишь!"

1949 г. - год преобразования структуры радиовещания.

Единый для всей страны Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, созданный в 1933 году, был преобразован в два радиовещательных органа всесоюзного значения - Комитет радиоинформации и Комитет радиовещания при Совете Министров СССР. На первый возлагалась задача внутреннего радиовещания, на второй - вещания на зарубежные страны. Реформу обусловила заметно возросшая роль радиовещания на зарубежные страны в военные и первые послевоенные годы (резко увеличились его объемы, расширилось количество языков и зон вещания).

«Железный занавес» закрывается.

В то же время начинается второй виток сталинских репрессий: кампаний против биологов-гинетиков, врачей, литераторов. Начинается третья волна эмиграции.

Все это находит свое отражение в программах радиовещания, причем не только в общественно-политических, но в и претендующих называться литературно-художественными. Из эфира исчезают имена А. Ахматовой, М. Зощенко, Д. Шостаковича, С. Эйзенштейна и многих других выдающихся мастеров культуры, вина которых заключалась лишь в том, что они нелестно были упомянуты в каком-либо постановлении ЦК ВКП(б).

Среди задач, которые стояли перед радио, была и такая: объяснить советскому народу, что все открытое или изобретенное человечеством, представляющее хоть небольшую ценность, прежде появилось в России и только потом за ее пределами. Это была часть кампании против так называемых "космополитов" - интеллигентов, которые считали себя гражданами мира и общечеловеческие ценности ставили выше сугубо национальных. В них видели людей, враждебных России, оторвавшихся от своего народа, антипатриотов.

Так Сталин опускал "железный занавес" между СССР и всем остальным миром, стремясь сохранить и упрочить свою власть. А для этого надо было всеми возможными средствами и способами искоренять инакомыслие и инакомыслящих.

«Если у вас, товарищи, есть минут двадцать свободного времени, присядьте, пожалуйста, поближе к репродукторам. Мы расскажем вам...» - примерно так звучали приглашения, доносящиеся из бытовых трансляторов, или, как их тогда называли, радиоточек , которые имелись в каждой квартире и которые играли немаловажную роль в жизни советских людей.

История радиовещания в СССР началась 25 октября (7 ноября) 1917 года, когда из радиорубки крейсера «Аврора» было передано написанное Владимиром Лениным историческое обращение «К гражданам России». Оно известило весь мир о том, что Временное правительство низложено и государственная власть перешла в руки Советов.

Чуть позже, во время Гражданской войны, декреты и распоряжения Советского правительства, ноты иностранным государствам передавались двумя радиостанциями: Царскосельской - под Петроградом и Ходынекой под Москвой.

Осенью 1918 года Ленин дал указание ученым разработать радиотелеграф. А 2 декабря того же года подписал декрет «О Нижегородской радиолаборатории». Ее возглавил Михаил Александрович Бонч-Бруевич. В январе 1920 года радиотелефонный передатчик мощностью 300 ватт передал, а Москва приняла по радио человеческую речь.

Настенная «сковорода»

Расцвет советского радио начался одновременно с победой над послевоенной разрухой. В 1921 году из Казани в Москву были доставлены изготовленные группой инженеров усилительные установки. Громкоговоритель с рупором установили на балконе здания Моссовета, что дало возможность услышать на улице речь, произнесенную в актовом зале.

В середине 1922 года в Москву из Нижнего Новгорода была доставлена самая мощная на то время в мире 12-киловаттная станция, и уже в сентябре она передала в эфир первый большой радиоконцерт. А еще через месяц вступила в строй радиотелефонная станция имени Коминтерна с радиусом действия 2 тысячи верст.

В марте 1923 года Совнарком СССР утвердил список из 11 городов, в которых должны были ударными темпами построить радиоприемные станции. Они давали возможность слушать для начала научные лекции, передаваемые из Москвы. Первая из них была посвящена великому ученому Николаю Копернику.

В честь очередной годовщины создания Красной армии был передан радиоконцерт, который принимали не только на территории Советского Союза, но и за рубежом. А в 1925 году была введена регулярная передача боя часов со Спасской башни Кремля.

Это произошло не случайно - промышленность СССР начала массовый выпуск уличных громкоговорителей и домашних репродукторов. На выпуск последних марок «Аккорд», ДП, ЛМ-3 были ориентированы такие крупнейшие профильные предприятия, как Горьковский радиотелефонный завод имени Ленина, Ленинградский телефонно-телеграфный завод имени Кулакова и харьковский «Укррадиограмто» (нынешний «Протон»).

Конструкция выпускаемых ими репродукторов не случайно была весьма примитивной. Черная «тарелка», или, как ее еще называли, «сковорода», по своей цене была доступна любому гражданину, независимо от социального положения в обществе, - хоть наркому, хоть домохозяйке.

«Говорит Москва!»

Выпуск репродукторов в оригинальных красивых корпусах начался только в 50-х годах прошлого века. Так что долгие годы неказистая черная тарелка давала самые разнообразные поводы для переживаний и общения. Как радостные, так и горькие. И люди не представляли себе и дня без прослушивания радио.

Впрочем, до 1930 года в радиовещании, как и во всех новых начинаниях, царил определенный хаос. В недрах Народного комиссариата просвещения, которому была поручена организация трансляций, из-за бюрократических проволочек и отсутствия опыта никак не удавалось определить концепцию радиопередач.

Все формировалось спонтанно, единой сетки вещания не было. Например, в эфир прорывались то первая консультация для крестьян из приемной Председателя ВЦИК СССР Михаила Калинина, то репортаж с аэростата, пролетающего над Москвой, то предлагалось разучивание народных песен. Причем качество звука оставляло желать лучшего.

Советские писатели того времени иногда с ехидством комментировали эволюцию радиовещания. Например, Слонимский писал: «Присядем на скамейку в парке, и мы скоро услышим в летних сумерках слетающие с высоты слова какого-нибудь гигантского громкоговорителя: "Органическая химия включает изучение всех углеродных соединений"».

В бессмертном романе «Двенадцать стульев» была описана одна из таких «передач» во время визита Остапа Бендера во второй дом собеса.

Один из авторов книги, Илья Ильф, язвительно констатировал в своих записках: «В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человеческое. Вот радио есть, а счастья нет». Писатель Лев Кассиль озвучил стиль подачи текстового материала: «Размеренный диктант ТАСС: "Точка... По буквам: Петр, Анна, Роман, Иван, Жанна... Париж!"».

С неменьшим сарказмом реагировал загадкой на процесс становления радиовещания и сатирический журнал «Крокодил»: «Стоит стояка, на стояке висяка; а что она орет, никто не разберет».

Но, в конце концов, начиная с января 1933 года, когда сформировался Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР, начались значительные подвижки в лучшую сторону.

Еще в 1922 году в Москве по проекту архитектора Владимира Шухова была построена башня высотой около 150 метров из ажурных стальных конструкций. На ней-то и были установлены радиоантенны, транслирующие передачи Всесоюзного радио, позывными которого с 1939 года стали первые такты мелодии песни «Широка страна моя родная».

В каждый дом

К 1941 году в СССР насчитывалось уже 11 тысяч трансляционных узлов и 6 миллионов индивидуальных радиоточек, которым во время войны предстояло сыграть немаловажную роль. Ведь в условиях военного положения все ламповые приемники подлежали сдаче на временное хранение. Проводное радио оставалось одним из немногих источников новостей.

Сводки Совинформбюро с театра боевых действий, передачи типа «Письма с фронта» и «Письма на фронт», приказы Верховного главнокомандующего, звучавшие из черных репродукторов, реально поддерживали боевой дух советского населения в тяжелые годы войны.

А что уж говорить о блокадном Ленинграде! По радио читала свои пламенные стихи Ольга Берггольц. А стук метронома, доносящийся из черных «тарелок», звучал для жителей как биение пульса внешне мертвого города.

К середине 1950-х годов сетка вещания была практически сформирована. Передачи начинались в б часов утра с исполнения Гимна Советского Союза, который, ко всему прочему, означал для не имеющих будильников начало рабочего дня. Затем следовали выпуск последних известий и прогноз погоды. Период с 8 до 9 часов считался «детским временем» - передачи «На зарядку становись!» и «Пионерская зорька».

Далее следовала целая палитра передач: от идеологически выдержанных «Ленинский университет миллионов» и «Трибуны международника» до научно-популярных типа «Наука на службе мира». Значительное место в вещании занимали также радиоспектакли и музыкальные выпуски.

Особой популярностью пользовалась передача «В рабочий полдень», через которую все желающие могли не только поздравить родных и знакомых с памятной датой, но и подарить им песню.

1 августа 1964 года в шесть часов утра в эфире прозвучал музыкальный фрагмент песни «Подмосковные вечера». Это были позывные новой круглосуточной программы радиостанции «Маяк». В начале каждого получаса передавались выпуски новостей из-за рубежа и по Советскому Союзу, а потом литературные и музыкальные передачи.

К тому времени в СССР уже были популярны транзисторные приемники. Но параллельно им появились и трехпрограммные комнатные радиоточки, которые кроме программ Всесоюзного радио и «Маяка» транслировали общеобразовательные программы.

Согласно оценкам экспертов, по объемам проводного вещания СССР к 1977 году вышел на первое место в мире - общая длина линий превысила 2 миллиона километров. Постепенно на смену ему пришло телевидение. Но «кухонное радио» до сих пор остается привычным атрибутом быта миллионов людей.

Сергей УРАНОВ